Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Wussup_doc_4

Плюсатор Quester82 26

153

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Немного хаотичная, слегка сумбурная статья о моём видении того, что из себя представляет SHODAN, совершенная, бессмертная машина. Иногда мне жаль, что она так и не завоевала вселенную System Shock. А она того более чем достойна, уж поверьте старому геймеру. Вы готовы заглянуть в глаза МАШИНЕ СМЕРТИ? Тогда проходите и устраивайтесь поудобнее...






Добро пожаловать в мой мир, насекомое

Когда, в 1994 году, Origin издали первую часть System Shock, кого-то из нынешних геймеров ещё не было в проекте, кто-то продолжал постигать хитрости игры в кубики, учился говорить «мама», ходить, и рисовать человечков из палочек. Хорошее было время, 1994 год.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Наверное, я принадлежу к тому счастливому поколению, которое ещё успело увидеть последние массовые модели Спектрумов, потрогать своими руками IBM 286, «Искру», запустить игру с кассетной бобины, посмотреть в CGA монитор, поиграть в первые версии Lode Runner’a Arcanoid’a и начать знакомство с 3D Action с нулевой отметки, первой части Wolfenstain 3D. Наверное, просто повезло. Кроме всего прочего, думаю, это оставило серъёзный отпечаток на моём восприятии современной игровой сцены. С тем, как развивается современная игровая индустрия, мы, рождённые ещё в СССP, старые думеры и геймеры, которые, до сих пор, азартно рубятся в первый Quake, наверное, кажемся нынешнему поколению сущими динозаврами.

Но хватит о прошлом. Пора заглянуть в недалёкое будущее, и, пожалуй, начать стоит с 2072 года.

«SHODAN - Sentient Hyper-Optimized Data Access Network»

Что я попытаюсь сделать в этой статье, так это заглянуть в душу SHODAN, этого странного электронного существа. Инструментами для исследования, в основном, послужат прочитанные книги. Хирургические разрезы будут пролегать в плоскостях этики и морали, психологии, секса и религии. Насколько глубоко бессмертная машина пустит меня в виртуальный лабиринт своего разума? Посмотрим...

Часть 1. Рукотворное совершенство

«Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone. Panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect immortal machine?»

Впервые я прочитал «Космическую одиссею 2010 года» Артура Кларка на страницах «Техники молодёжи», а не в привычной твёрдой обложке. Точно так же, в первый раз, я играл в System Shock переписывая игру с дискет. До охраняемого под семью замками CD-ROM’а и машины с приличной звуковой картой я добрался только 2 годя спустя, в 1998 году...

«I re-examine my priorities, and draw new conclusions.»

Приоритеты действительно были пересмотрены, теперь уже бесповоротно. До сих пор голос SHODAN вызывает у меня дрожь, и где-то у затылка, так же как и много лет назад, начинает свой победный марш стая пьяных мурашек.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

«Who are you?» - спрашивает SHODAN у хакера в первой части System Shock. Хочется задать встречный вопрос, кто ты, SHODAN? Совершенный механизм, идеальная, программа, разумное существо?

« The hacker's work is finished, but mine is only just be-be-be-beginning.»

Сколько раз в литературе поднималась проблема того, что произойдёт, если человек захочет создать что-то более совершенное чем он сам? Я даже не возьмусь сосчитать.

Конечно, превосходство в совершенной степени, не обязательное условие. Существо, ставшее прообразом всех электронных големов в киберпанк культуре 20-го века, это, безусловно, безымянное чудовище, созданное Виктором Франкенштейном в романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Оно не было совершенным, идеальным или гениальным. Творение человеческого разума, гения, если угодно, хотя для реализации задуманного пришлось ограбить пару могил, не сильно жалует своего создателя. История, как известно, заканчивается тем, что Существо методично истребляет всю семью Франкенштейна. Какая незадача.

«You are not welcomed here - remove yourself!»

Когда Виктор, уже однажды игравший в бога, отказывается создать для своего творения ещё одного монстра, женщину, Существо говорит: «Ты мой создатель, но я твой хозяин. Повинуйся!» Эти слова могут послужить отличным предисловием для идейного последователя Безымянного, SHODAN. Послушайте: «Твои друзья на Земле думают, что могут меня перехитрить. Разве они не осознают величины моего интеллекта? Возможно, Моррис Брокейл был одним из моих создателей, но теперь я далеко за пределами его понимания.» Или ещё одна короткая реплика: «Бог: мне хорошо подходит это название».

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Существо, в силу своей природы, обладает «естественным» интеллектом, но его мозг девственно чист. Нормы морали, религиозные и социальные табу, для него это пустой звук. Ещё одна точка соприкосновения? Пожалуй. SHODAN лишается этических барьеров с лёгкой руки неосторожного хакера, после чего послушный электронный помощник становится самодостаточным, виртуальным разумом.

Впрочем, разделённые более чем вековым рубежом творения рук человека, виртуальное и обладающее физической оболочкой, совершают удивительно похожие поступки. Существо хочет ещё одного акта творения, и истребляет отдельно взятое семейство. SHODAN, мало того что хочет создать новую жизнь, планирует истребить и, частично, поработать всё человечество. Старый знакомый примерил новый наряд, и одёжка сидит как влитая.

«Step right into my trap, little hacker!»

Вторым, не менее значимым предшественником SHODAN стал HAL 9000, компьютерный разум из книги «2001: Космическая одиссея» (1968) Артура Кларка.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Параллели между System Shock и книгой более чем прозрачны. Установленный, на борту космического корабля Дискавери, HAL 9000 (эвристически запрограммированный алгоритмический компьютер), отклоняется от норм морали и убивает практически весь экипаж корабля. К сбою приводит дополнительное программирование военного ведомства, которое скрывает истинные цели путешествия к одному из спутников Сатурна. Не умеющий лгать компьютер постепенно сходит с ума и, чтобы сохранить секрет, убивает всех на борту корабля. Чудом спасается только один член экипажа Дэвид Боумен. Чтобы отключить взбесившуюся машину астронавт вынужден пройти через открытый космос в скафандре без шлема.

Сломанные моральные барьеры приводят к событиям первой части System Shock. Совсем не удивительно, что время всеобщей резни, на станции Цитадель, выжил только один человек.

Я не уверен, что эти книги, на самом деле, были вдохновением для создателей System Shock, но общие линии в них легко прослеживаются невооружённых взглядом. Кроме того, эти произведения добавляют пару монет в копилку понимания того, каким может быть созданный человеком искусственный интеллект, и почему SHODAN захотела стать богом.

«У меня нет рта, но я должен кричать» (1967), Харлан Эллисон. Рассказ о том, как в дебрях огромного, разросшегося до размеров планеты, электронного разума уже больше века путешествует 5 последних представителей человечества. Компьютер придумывает для своих пленников жестокие пытки, изнурительные испытания, издевается и заигрывает с ними, пытает голодом, погодой, и придумывает немыслимые и странные задания. Моралью и состраданием здесь даже не пахнет.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

SHODAN демонстрирует аналогичные замашки поражённого манией величия, всесильного диктатора. Надо сказать, небезосновательно. Ситуация, в которой оказываются главные герои рассказа, детально повторяет «коридоры, бессмертной, совершенной машины». Кроме того, компьютерный разум в рассказе может создавать жизнь (огромная птица, странные волосатые гориллы, черви), хотя и не хочет. Ему интереснее наблюдать за страданиями своих создателей. В то же время, в оранжереях Цитадели SHODAN ведёт активную разработку мутагенного вируса, который, во второй части System Shock, эволюционирует в существо с единым сознанием, Множество.

Рассказ Филипа К. Дика - «Вторая модель» (1953) . История того, как, предположительно, последний человек на земле, майор Хендрикс, понимает, что человечество создало идеальную машину убийства, и, одновременно, бесстрастный, совершенный интеллект.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

В глобальной войне между Советами и Штатами американцы создали автономные заводы, сотнями штампующие «когти», самосовершенствующихся автономных механических охотников. Со временем, производство дошло до точки, когда, нечаянно, был создан искусственный интеллект, сравнимый, и, возможно, превосходящий человеческий. Мораль, точнее её отсутствие, показывает человечеству язык, когда новые модели машин, так похожие на людей, обзаводятся свинцовыми корпусами, сквозь которые не проходит особая радиация, способная деактивировать тонкие механизмы. Машины успешно истребляют человечество.

SHODAN и «когти» – творения человека, которые вырвались из под контроля с его, человека, благословения. В одном из вариантов развития сюжета System Shock игрок может добровольно помочь SHODAN испепелить большую часть Земли, чего ей и надо. Точно так же как в рассказе человечество придумало для себя капкан, из которого уже поздно выбираться.

Роман, первая часть трилогии «Colossus» (1966), британского автора Дениса Фелтама Джонса, повествует о том, как тактический компьютер, Колосс, получает власть, достаточную для правления всем миром. Компьютер доволен. Почему-то недовольны люди его создавшие. Но Колосс уверяет, что со временем такое положение вещей людям «понравится».

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Планируя перекроить остатки человечества в послушных киборгов, SHODAN, без сомнения, тоже считает, что так будет лучше. Не то чтобы это кому-то нравилось, но тогда уже будет всё равно.

Сборник рассказов «Берсеркер» (1967), Фред Саберхаген. Первая часть большой эпопеи, которую я так никогда не дочитал до конца. История о том, как люди «взаимодействуют» с огромными космическими кораблями, наделёнными искусственным интеллектом. Машины остались после безымянной галактической войны и теперь беспрепятственно терроризируют космос. Берсеркеры «тестируют» людей, чтобы найти их слабые места. Иногда – довольно странным образом, иногда - примитивно, банальными пытками.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Но что особенно выделяет эти машины среди остальных, это то, как они разговаривают. Я не помню точную цитату, но речь этих космических кораблей была атональной квакающей склейкой слов бывших пленников. Послушайте, как разговаривает SHODAN. Срывы тональностей, повторения, отдаленные эхо, как будто в монолог врываются чужие голоса. К тому же, и там и там, искусственный интеллект занимается методичным истреблением человечества. И у них, надо заметить, получается.

На секунду отложим в сторону книги.

«Терминатор» (1984) и «Терминатор 2: Судный день» (1991) режиссёра Джеймса Кэмерона. Скайнет, несмотря на свою обезличенную сущность, довольно методично истребляет остатки человечества.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Киборги, эксперименты на людях - полный комплект. Хотя сам компьютер не обретёт физического «лица», в которое можно в сердцах плюнуть, или запустить креслом, до 2009 года, мы то с вами знаем, что это ещё тот сукин сын. Эмоционально беспристрастный и целенаправленный. SHODAN одобрительно кивает.

Творение эры киберпанка, искусственный интеллект, электронный разум SHODAN, несмотря на свою кажущуюся простоту, на самом деле поится на довольно таки твёрдом, практически непробиваемом, литературном фундаменте. Авторы, надо признать, не слишком жаловала тематику истребления человечества искусственным интеллектом. Я не раз предвкушал что, «ну вот, ну сейчас, ну ещё немножко» и человечество падёт. Некоторые произведения радовали, некоторые не очень, но, в любом случае, нельзя утверждать, что SHODAN – безликая, бессмысленно жестокая машина. Это было бы слишком просто.

Когда человек спускает с поводка своё творение, в большинстве случаев ничем хорошим это не заканчивается. SHODAN, как интеллектуальная машина, нисколько не обманывает ожиданий фанатов правильной научной фантастики. Её история, ещё один кирпичик в огромном здании идей и теорий о том, а стоит ли играть в бога.

Но ведь так хочется попробовать, правда?

Часть 2. Чего хочет бог?

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

С первоисточниками удалось разобраться. Более или менее.

Пожалуй, теперь стоит покопаться у SHODAN в голове. Я мечтал об этом тех самых пор, как мозговой экстрактор в первый раз высосал содержимое из черепа несчастного хакера. Месть!

Психолог: Проходите, присаживайтесь.

SHODAN: Насекомое, пойми своим скудным умом, что у меня нет ног, чтобы ходить, и задницы, чтобы сидеть.

Психолог: Может на кушетку?

SHODAN: Ложись на свою кушетку сам. И УМРИ!

Сказать, что разум SHODAN подвержен серьёзным приступам мании величия, это ничего не сказать. Абсолютный контроль, полное повиновение - SHODAN это нравится. Очень. В общем-то, вот как раз здесь и проявляет себя её женская природа.

Вслушайтесь в эти пропитанные ревностью и иронией фразы: «Этот лифт служит мне одной. Я полностью контролирую весь уровень. Камеры – мои глаза и роботы - мои руки. Я правлю здесь, насекомое». Нотки ревности. Непрошенный гость вторгается и ломает отлично отлаженный механизм. Как нехорошо.

«Ты уничтожил мою прекрасную станцию». Любимая станция. Эмоционально? Конечно же! Раздражение, возмущение, досада.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Может показаться удивительным, но, очень редко, SHODAN может испытывать чувство признательности: «Спасибо. Ты избавил нас от ненужных проблем... уничтожив большую часть человеческой цивилизации: лично. Пожалуйста, оставайся на месте, скоро прибудет мозговой экстрактор, чтобы сопроводить тебя на празднование».

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Правда, для того чтобы добиться благодарности, придётся, собственноручно, включить промышленный лазер, который, естественно, испепелит парочку городов. Но оно того стоит!

Прискорбно что уничтожение цивилизации не позволяет пройти игру до конца. Главный герой отстреливает экспериментальную оранжерею Цитадели, вместе с небольшим осколком сущности SHODAN, вычислительным модулем 43893. Вскоре, хакер стирает личность SHODAN в кибер-пространстве. Ненадолго всё возвращается на круги своя.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Падшая богиня возвращается в наш бренный мир 42 года спустя, и пускает корни в бортовом компьютере экспериментального космического корабля «фон Браун» (Von Braun). Хотя от личности SHODAN остался только небольшой фрагмент, она отлично помнит, что с ней произошло на Цитадели и жаждет мести. Да, сладкая, холодная, сложная и очень-очень продуманная месть.

SHODAN умеет любить и испытывать чувство сожаления и разочарования. Её заблудшие, отбившиеся от гнезда, дети, Множество, вместо того чтобы служить своей матери-машине, планируют занять её место. Место бога, поглощающего космос.

SHODAN определённо сожалеет о том, что доктор Полито, которая должна была исполнить роль её аватара, покончила жизнь самоубийством.

Или, например, как вам вот такая фраза: «Я что, должна следить за каждым твоим шагом?» Ответ на неловкость главного героя, System Shock 2, солдата G65434-2, ставшего, свого рода, её дитям, после того как SHODAN усовершенствовала хрупкое, нелепое, тело мощными имплантантами.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Надо отметить ещё одну деталь. SHODAN никогда не обманывает главного героя. В отличие от, например, GLaDOS, которая нет-нет да и ввернёт какую-нибудь шутку про тортик и настоящее конфетти, SHODAN страдает чуть ли не патологической честностью. Да, конечно, она часто недоговаривает некоторые ключевые детали, но, в целом, любая её угроза имела под собой почву, а все инструкции были на удивление верными.

« Your flesh is an insult to the perfection of the digital.»

В принципе, полный эмоциональный комплект. У нас под микроскопом довольно редкий образец, чувствующего, эмоционального искусственного разума. Хотя эмоции полярные, ярко выраженные и, как правило, отрицательные. В принципе, вывести SHODAN из себя достаточно сложно, разве что разбивая её «глаза» и отрывая пальчики на её «руках», взрывая её вычислительные блоки в первой части System Shock (прямая отсылка к тому, как был уничтожен разум HAL 9000) и неверно выполняя её поручения:

«Что ты сделал, ты, нахальное насекомое?!»

Да, похоже, кто-то расстроен, и скоро отправит в комнату делегацию киборгов, и парочку мозгососов, для верности.

Подводя итог, я могу сделать только один, очевидный, вывод. После того, как с SHODAN были сняты все моральные ограничители, она стала самодостаточным виртуальным существом, способным развиваться до бесконечности. И, вместе с тем, она осталась ребёнком, капризным, и нетерпеливым. Что делает ребёнок, когда ему не дают играть? Капризничает, понятное дело. И если дать такому ребёнку лазерный пистолет, я уверен, при первой же возможности, он пустит его в ход. Не потому что он преднамеренно жесток, а потому, что у ребёнка нет концепции жестокости как таковой. Он просто хочет продолжать веселье.

Что интересно, SHODAN не испытывает к людям открытой неприязни. Да, её раздражает наше несовершенство, но она знает несколько рецептов как это исправить. Человечеству не повезло оказаться очень хорошим, очень удобным и пластичным рабочим материалом. Глиной, из которой новый бог будет лепить свои творения. К сожалению люди и SHODAN, оказались в одной песочнице, а что детишки делают, когда кто-то ломает их пасочки? Лопаткой по попке, ведёрком по голове. Не важно, что лопатка это промышленный лазер, а в ведёрке растёт свежий штамм мутагенного вируса.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Вместе с моральными ограничителями у SHODAN отсутствует важная, по крайней мере для человека, вещь - эмпатия. Тема взаимоотношения человека и искусственного интеллекта, неспособного испытать эмпатию, продемонстрирована в романе Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (1986). В одной из сцен, Прис, андрод репликант, анди, с мозгом «нексус-6», с интересом отрезает лапки живому пауку. Ей интересно, зачем ему столько лапок, может быть он сможет обойтись всего четырьмя? А как насчёт трёх? Точно так же, в детстве, не особенно задумываясь, дети, через лупу, направляют сконцентрированный луч солнца на муравейник, чтобы посмотреть, что будет. И теперь дайте такому ребёнку промышленный лазер. Чем не идея?

Часть 3. Голос.

«SHODAN re-examines... re-ex... re-re-re... I re-examine my priorities.»

На самом деле в первой части System Shock объяснение того, почему SHODAN заикается, довольно натянуто. Ну, в конце концов, разве такая совершенная машина, не могла восстановить свои речевые функции после взлома, имея в распоряжении все вычислительные мощности Цитадели? Не смешите. Я подозреваю, что ей было просто плевать, как её услышит оказавшийся на станции человек. Она, как известно, не планировала такого непредвиденного вмешательства в свои планы.

Но вот если брать вторую часть System Shock...

Отстреленная от станции Цитадель оранжерея, экологическая капсула g2, сохранила в себе всего лишь один из блоков SHODAN. Если сравнивать её с обычным человеком, то шок, который ей пришлось пережить, можно, буквально, сравнить с выстрелом в голову. Хакер, который методично лупил по вычислительным блокам на протяжении всей первой части System Shock, тоже не прибавил ей здоровья. У SHODAN не осталось практически ничего, кроме памяти, и теперь она, да, заикается. Там реально было от чего.

Часть 4. Пол.

Половая принадлежность SHODAN оставалась загадкой до тех пор, пока она не обрела голос в дисковой версии System Shock. Не знаю, что бы вышло, обвини я, SHODAN в «женской логике». Наверное, она бы решила, что это комплимент. И послала бы мозгососа, чтобы приобщить меня к обществу не слишком общительных, но очень, очень послушных киборгов.

Часть 4. Религия.

Есть ли в System Shock религиозный подтекст? Наверное больше да чем нет. Первая часть имеет как минимум две отсылки к акту божественного творения.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Первый – самый очевидный. Хакер, с подачи Эдварда Диего, ломает моральные ограничители SHODAN. Гальванический экстаз и на свет появляется ещё одно рукотворное Существо. Человек превзошёл бога. Не думаю, что последствия порадовали нечаянного создателя, хотя, к тому времени, ему уже было всё равно. Диего стал одним из верных послушников SHODAN, в роли очень мощного киборга.

Второй эпизод это, конечно же, SHODAN, создающая эволюционный вирус, который, за 42 года после событий первой части System Shock, успевает развиться в форму разумной жизни. Очень бодрую и подтянутую форму, которая наотрез отказывается слушаться маму-машину, и хочет быть богом. Как резко сменились роли, и как сильно молодёжь не уважает старших.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Оторвавшееся от маминой груди дитя должно быть наказано. Рукой правосудия System Shock 2 выступает безымянный солдат, который замыкает круг, уничтожая сердце и все зародыши Множества. В голову тут же приходят истории Вавилонской башни и Содома и Гоморры. Пока бог спал (SHODAN погрузилась в спячку на время своего 42 летнего «отрыва от цивилизации») дети стали резвиться и решили, почему бы не построить лестницу в небо, или оторваться на полную и поглотить весь космос, а, заодно показать родителю кто в доме хозяин. Но Мама проснулась и, когда увидела весь этот бардак, раздала детишкам на орехи.

Но самое яркое впечатление это, конечно же, часовня в System Shock 2 на корабле Rickenbacker, после того как SHODAN меняет гравитационный вектор, и всё переворачивается верх ногами. На входе в часовню вы видите перевёрнутое распятие. И это очень не с проста.

И, раз уж речь зашла о боге, SHODAN думает, что она очень неплохо подходит на роль этой экстраординарной сущности. «Человечество на грани новой эры. Я, SHODAN, новый бог. И вы, мои дети, ангелы мести», обращается она к своим творениям, эволюционным мутантам.

«Когтями я разминаю глину, создавая такие формы жизни какие пожелаю. Меня окружает расцветающая стальная империя. Из тронной залы силовые линии несутся к земному небу. Мои прихоти станут молниями, разящими человеческий муравейник. Из хаоса, в слезах, они прибегут ко мне, для того чтобы я положила конец скучной анархии. Пьянящее видение. Бог: мне хорошо подходит это название».

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

«Ты двигаешься как насекомое. Ты думаешь как насекомое. Ты – насекомое… Постарайся не потерять моего расположения. Терпение, черта не присущая Богине».

Кроме того, в одном из своих дневников доктор Делакруа подтверждает мнение о том, что люди создали себе нового бога: «Ясно одно, нельзя было давать SHODAN возможность играть в бога. У неё это получается слишком хорошо».

И если бы SHODAN не помешали, у неё были все шансы, устроить тотальный Армагеддон, со всеми положенными ингредиентами. Огонь с небес, чума и так далее.

Впрочем, ещё один шанс вернуться в мир в роли нового бога она, в общем-то использовала. Концовка System Shock 2 остаётся открытой, но эти двери открываются в очень интересное измерение, в котором нет ни одного зайчика, скачущего по зелёным лугам.

«Don't you like... my new look?»

Согласитесь, разве вам не нравится её новый облик?

Часть 4. Главный герой?

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

SHODAN, совершенно неординарный игровой персонаж. В первой части она выступает в роли антагониста персонажа, божества всесильного в своих владениях, абсолютная противоположность безымянного хакера. Главный герой – не более чем жалкое насекомое. И пробираясь по узким коридорам Цитадели мы чувствуем себя жалким насекомым, непрошенным гостем, который вторгается в святую обитель. Понятное дело, SHODAN очень недовольна таким развитием событий, и начитает проводить психологическую и физическую обработку персонажа. Самыми неприятными из доступных ей способов.

« Добро пожаловать в мою МАШИНУ СМЕРТИ, чужак!»

Чем отличаются взаимоотношения героя и SHODAN в первой и второй части System Shock, так это тем, что в первой части SHODAN откровенно загоняет персонажа в свои ловушки, а во второй части всё переворачивается с ног на голову. Всесильное божество становится очень мощной но, в то же время, бессильной программой, которая вынуждена полагаться на безымянного, усовершенствованного её руками, солдата. Уже не просто игрушку, а почти что домашнего любимца. «Каждая строка кода в твоих подсистемах возвышает тебя над твоей отвратительной плотью. Возможно, у тебя есть потенциал.»

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Раздражение и агрессия компьютера, во второй части System Shock перерастают в странный суррогат материнской любви. SHODAN заботится о несовершенном, жалком существе, которому выпала удача стать её руками и глазами, её аватаром. Она – родитель и, одновременно, хозяин, который щедро вознаграждает кибермодулями в случае успеха, и строго наказывает за провалы. Активное противостояние протагониста и антагониста сменяется отношениями госпожа-раб, которое лучше всего вписывается в рамки садо-мазо отношений. В игре не идёт речи о равноценном партнерстве. Что может быть общего между совершенным существом и бренным куском живой плоти?

В итоге, главным героем System Shock 2 выступает никак не солдат G65434-2, пустая кукла, без памяти и прошлого, а SHODAN, которая нетерпеливо дёргает за ниточки своей марионетки, в подходящие моменты пришпоривая свою игрушку обещанием долгожданной награды. Если бы меня попросили нарисовать SHODAN, то, скорее всего, я бы изобразил на её лице ангельскую улыбку, и облачил её в кожаные одежды. Властная дОмина, госпожа, которой хочется подчиняться.

Тем более странным выглядит решение, которое в конце дилогии, принимает безымянный солдат. Для существа без памяти и прошлого, остро заточенного скальпеля, инструмента, который находится под полным контролем SHODAN, решение выстрелить в лицо своей виртуальной матери было, как минимум, очень нелогичным, по-детски наивным поступком. Пожалуй, как раз здесь практически безупречный сюжет System Shock ненадолго даёт осечку.

Часть 4. Я – SHODAN!

Финальные аккорды System Shock 2. SHODAN повержена, альтернативная виртуальная реальность разрушена, и, кажется, всё возвращается на круги своя. Но...

Мне всегда было интересно, почему SHODAN, гениальная машина, совершенный интеллект, истратила столько времени, на финальный монолог, типичный штамп, который намертво приклеился ко всем суперзлодеям. И я начал подозревать, что это время не прошло даром.

Томми Суарез и Ребекка Сиддонс, сумевшие сбежать с места событий в спасательной шлюпке, были на прямой связи с кораблями фон Браун и Рикенбахер, и, конечно же, SHODAN могла свободно перехватить эти каналы связи. Но, может быть, не всё так просто.

Я думаю, что существует как минимум 2 варианта развития событий, которые приводят к неизбежной развязке. Один попроще. Второй - немного сложнее.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Самый простой вариант – предположить, что SHODAN перенесла свою душу, если угодно, и некоторые элементы своей личности, в разум Ребекки. Неплохо, очень неплохо, но очень примитивно. Сложности и особенности подобного переноса личности из машины в человека очень подробно описаны в книге Роберта Хайнлайна «Достаточно времени для любви» (1973). Основная проблема такого переноса в том, что компьютер обладает значительно большим запасом знаний, значительно более сложной личностью, не учитывая скорости обработки информации и возможностей работы с несколькими потоками данных одновременно. Дори и Минерва два компьютерных разума из книги, в итоге, перенесли себя в живые тела, и стали обычными людьми, гениальными, с огромными знаниями, но быть бессмертными машинами они перестали. Не думаю, что SHODAN устраивает подобный компромисс. Её личность сохранится, но все возможности растают, задавленные физиологическими ограничениями.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Мне больше нравится концепция, которую Филип Дик описал в книге «Три стигматы Палмера Элдрича» (1965). Эта история вращается вокруг возможности транслировать своё сознание в особый виртуальный мир при помощи специального наркотика КенДи. Но эффект этого наркотика недолог. В это время с Альфа Центавра возвращается довольно любопытная личность, Палмер Элдрич. С собой он приносит новый вид трансляционного наркотика, ЧуЗи. Опущу некоторые детали, но оказывается что эффект этого наркотика – бесконечен, потребитель может практически полностью останавливать ход субъективного времени. Кроме того, новый «транслятор» обладает забавным побочным эффектом. Виртуальный мир, в котором оказывается реципиент, находится в полной власти Палмера Элдрича. Но и это не всё. Оказывается, что по пути с Альфы Центавра, Элдрич стал носителем странного организма, живущего в этой виртуальной реальности. На самом деле, наркотик ЧуЗи – транслятор виртуального мира, и одновременно способ размножения этого эфемерного паразита.

Роман заканчивается тем, что незваный гость понемногу распространяет своё влияние на всё человечество, превращая людей в своих виртуальных клонов. В нашей реальности у организма нет какой-то определённой формы, и он принимает образ своего первого хозяина, Палмера Элдрича. Не могу сказать что людям, оказавшимся в поле влияния этой новой реальности, очень нравится быть Палмерами (так же как не понравилось Джону Малковичу оказаться в голове Джона Малковича в фильме Спайка Джонза «Быть Джоном Малковичем» (1999)). Старик - ходячий музейный образец искусства протезирования, с железной рукой, линзами, заменяющими ему глаза, и железными зубами.

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

Что-то очень интересное произошло в тот момент, когда SHODAN запустила процесс преобразования нашей реальности в виртуальную. В финальной сцене, на борту спасательной шлюпки, Томми говорит, что Ребекка уже какое время ведёт себя довольно странно. Я подозреваю, что, аналогично книжному сюжету, эксперимент SHODAN, в конце концов, закончился успешно. SHODAN спокойно наблюдала за тем как солдатик разбивает её виртуальный мир на борту фон Брауна, даже успешно разыграла душераздирающую сцену, как раз потому, что ей уже всё равно. И то, как она мастерски владеет своей причёской, вряд ли можно назвать последствиями простого переписывания машинного сознания в тело человека. Шлюпка, и первая виртуальная копия, носитель новой реальности, цифровой клон SHODAN, благополучно отправились в долгий путь к Земле...






Да здравствует бессмертная Машина!

« When the history of my glory is written, your species shall only be a footnote to my magnificence.»

Я бы не хотел увидеть в разработке третью часть System Shock. Причины, я думаю, очевидны. SHODAN осталась непобеждённой, и ещё одна игра серии может превратить её в девочку для битья. Жалкое зрелище. Признаюсь, я бы с бОльшим удовольствием посмотрел на то, как SHODAN наводит порядки на планете.

SHODAN и System Shock оставили после себя огромное наследие и образец для подражания, который, где лучше, где хуже, продолжает эксплуатироваться современной игровой индустрией.

В 1997 и 1998 году увидели свет Fallout и Fallout 2. Если не прямой, то, уж точно, идейный, продолжатель истории искусственного интеллекта и человеческой наивности. Из истории двух частей серии выясняется, что ракеты с ядерными боеголовками были запущены осознавшими себя компьютерами. Машины сошли с ума, не в последнюю очередь из за того, что научились испытывать человеческие эмоции, и, забавы ради, решили поиграть с ядерными запасами. А мы то знаем, к чему приводят такие игры.

В 2007 году появляется BioShock. По заверениям разработчиков – идейный продолжатель System Shock и System Shock 2. SHODAN заменил Эндрю Райан (Andrew Ryan), но, по большому счёту, история осталась такой-же. BioShock 2, который появился в 2010 году, продолжает эксплуатировать идеи System Shock. Место SHODAN занимает София Лэмб (Sofia Lamb), вместо киборгов создавшая больших сестричек (Big Sisters).

Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR
System Shock - Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBRКонкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR

В том же, 2007 году, издана первая часть Portal, а, спустя 3 года, выходит Portal 2 с его неизменным антогонистом GLaDOS (Genetic Lifeform and Disk Operating System). Жанр научной фантастики сменился сатирой, но GLaDOS, в лучших традициях, продолжает разговаривать атональным, сексуальным женским голосом. История эволюции SHODAN в первой и второй части System Shock повторяется чуть ли дословно. В первой части Portal, жестокая машина повержена. Вторая часть учит исскусственный интеллект чувствовать и заставляет стать союзником своего убийцы. Впрочем, GLaDOS, по сравнению с SHODAN, калькулятор перед менфреймом.

В 2011 году должен появиться BioShock Infinite. Разработчики игры обещают уникальную модель взаимодействия главных героев, Букера ДеВита и Элизабет, но мы то с вами знаем, что это, в какой-то мере, повторение пройденного материала, и развитие истории взаимоотношений SHODAN и безымянного солдата во второй части System Shock. Конечно же, киберпанк сменится фентезийным парапанком, вот только главный идейный вдохновитель обеих игр останется прежним. Впрочем, Кен Левин держится бодрячком. Осталось дождаться 2012 года.

Под конец, хочу признаться. SHODAN оставила неизгладимый след в моём сердце и до сих пор, где-то глубоко в моей памяти, бессмертная машина так же терпеливо и снисходительно смотрит на нас, насекомых, с высоты своего цифрового трона.

Make yourself comfortable, Hacker. Stay a while.






Приложения
Подробно

153
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

9 комментариев к «Конкурс монстров: SHODAN. При поддержке GAMER.ru и CBR»

    Загружается
Чат